29 августа 2017 Новости

Труд учителя очень изменился

Евгений Ямбург

Президент ассоциации «Педагог XXI века», заслуженный учитель РФ, академик РАО, директор школы № 109

Один из актуальных вопросов, обсуждаемых педагогическим сообществом – введение новых профессиональных стандартов и Национальная система учительского роста. 

О том, как будет работать новая система, на чем она базируется, и какие изменения ждут педагогов, рассказывает Президент ассоциации «Педагог XXI века», заслуженный учитель РФ, академик РАО, директор школы № 109 Евгений Ямбург.

В своем выступлении на мультимедийном круглом столе «Модель Национальной системы учительского роста и проект уровневого профессионального стандарта педагога: вопросы для обсуждения» он подчеркнул, что введение новых стандартов стало «ответом на вызовы современности», поскольку труд учителя тоже изменился. 

«Сегодня в одном и том же классе сидят дети и одаренные, и с проблемами здоровья, и дети с синдромом дефицита внимания. То есть требуются новые компетенции, которые были бы включены в стандарт», - рассказал Ямбург. 

Он подчеркнул, что при внедрении новой системы педагоги не потеряют какие-либо свои преференции, отмены существующих знаний и категорий не будет. И тем не менее, изменения необходимы: «Существующая система не во всем отвечает новым требованиям, потому что звания пусть остаются, но честно говоря, сейчас эти звания выдаются по итогам длительной работы. И, как пошутил один мой коллега, у нас «народного учителя» получают почти что перед смертью». 

Ямбург обратил внимание на то, что необходимо создавать перспективы роста для молодых педагогов, и для этого профессиональные компетенции были «конвертированы» в должности, в которых были обобщены трудовые функции специалистов. 

Учитель – первый этап профессиональной «лестницы», начало карьеры. Следующий этап - старший учитель, специалист, который может разрабатывать индивидуальные программы обучения. И, наконец, ведущий учитель организует разработку этих программ, координирует работу педагогов, психологов.  

«Я хочу сказать, что эта система не отменяет то, что есть», - подчеркнул Ямбург, уточнив, что речь идет только об учительской квалификации, о создании перспектив профессионального роста, а не об административной карьере. 

В то же время возникает вопрос об оценке квалификации специалистов. Евгений Ямбург призвал обратить внимание на то, что оценка не должна быть односторонней, все нововведения должны апробироваться, обсуждаться, проверяться в «полевых условиях». 

Он напомнил, что работа предстоит долгая, кропотливая, и речь не идет о немедленном внедрении. 

«Нам нужно время – хотя бы до 2019 года», - резюмировал академик. 

Новости по теме

Другие новости

Наши спецпроекты