2 февраля 2018 Статьи

Гиперболоид инженера Шухова

news
6 фото

Фото: ТЕХНО bigmir

Гениальный инженер, архитектор, изобретатель и ученый-новатор Владимир Шухов известен постройками башен с использованием стальных гиперболоидных и сетчатых конструкций. Всем знакома Шаболовская башня в Москве, но немногие знают о том, что гиперболоидных конструкций до Шухова не существовало вообще. 

В годовщину смерти великого инженера редакция портала «Российское образование» подготовила материал о нем и его достижениях.

Шухов был и остается знаковой фигурой российской инженерной мысли, он также сделал важные открытия и в научной области. Диапазон его интересов был необычайно широким – от нефтепереработки и судостроения до военного дела и реставрационной науки.

Изобретения Шухова во многом определили будущее России в начале ХХ века, выведя ее в авангард мирового научно-технического прогресса, а также навсегда вписали имя ученого в историю науки. 

Башня на Шаболовке

19 марта 1922 года была пущена в эксплуатацию знаменитая Шуховская башня.

Владимир Шухов стал первым инженером в мире, который применил гиперболоид в строительной механике.

Гиперболидные конструкции Шухова – его фирменная карточка. Свою первую гиперболоидную башню Шухов построил для Нижегородской ярмарки 1896 года. После выставки башню купил меценат и промышленник Нечаев-Мальцов и увез ее в Полибино, где она стоит до сегодняшнего дня.  

Конструкция башен невероятно устойчива и практична. Шаболовская башня, которая в настоящее время находится в запущенном состоянии, выдержала  не один московский ураган и другие неприятности. 

Шуховская башня на Шаболовке вдохновила советского писателя Алексея Толстого на создание романа «Гиперболоид инженера Гарина».

По патенту Шухова до сих пор строятся гиперболоидные башни по всему миру. 

Самая высокая –  в китайском городе Гуанчжоу, построена в 2010 году, ее высота 600 метров. Влияние шуховских гиперболоидных конструкций на мировую архитектурную мысль неоспоримо. 

Тот же каталонский архитектор Антонио Гауди нередко выбирал параболоид вращения и конус в качестве оптимальной несущей формы. 

С 1896 по 1930 год  в России было построено свыше 220 гиперболоидных башен, до сегодняшнего дня сохранилось не более двадцати. 

Сетчатые конструкции

Гуляя по Пушкинскому музею или ГУМу, посмотрите наверх. Сетчатый потолок, через который открывается вид на небо – конструкция Шухова. Он же является автором дебаркадера Киевского  вокзала, а также крыши московского почтамта.  Как и в случае с гиперболоидными башнями, сетчатые металлические конструкции были инновацией Владимира Шухова. 

Время и дальнейшее  развитие этой технологии по всему миру доказало ее практичность и стойкость. Развитие гения Шухова шло в стране с ограниченными ресурсами, поэтому инженеру приходилось думать, кроме всего прочего, об экономии материалов.

Сетчатые конструкции двоякой кривизны отвечали требованиям экономии металла. При сохранении прочности, такая технология обеспечивала также и лёгкость, и упругость конструкции. 

Нефть

Шухов изобрел метод крекинга в промышленности (перегонка нефти под воздействием высокой температуры и давления; при этом нефть распадается на фракции – бензин, лигроин, керосин, дизельное топливо и мазут).

Если бы не Шухов, России как таковой могло бы просто не существовать. По крайней мере, в том виде, какой мы ее знаем. Учитывая то, что российская экономика является сырьевой и держится на нефти и газе, то заслуга Шухова в сохранении и приумножении российского богатства несомненна. Именно Шухов был изобретателем крекинга нефти, создателем газгольдеров, проектировщиком первых нефтепроводов, теоретиком и практиком нефтяной гидравлики. 

До 1891 года в мире не существовало промышленного устройства для перегонки нефти. 

В царской России аппарат не был востребован ввиду отсутствия автомобилей.

Первыми с необходимостью конструирования такого приспособления столкнулись американцы и изобрели свой крекинг.

Когда же западные коллеги узнали, что двадцать лет назад крекинг-процесс уже был смоделирован и запатентован русским инженером, они предложили ему немыслимые по тем временам деньги. Однако Шухов отказался, заявив: «Меня устраивает зарплата, которую я получаю от советского правительства».

Интересные факты

Инженер увлекался катанием на велосипеде, однажды стал чемпионом Москвы по велогонкам. Сам изобретатель утверждал, что езда на велосипеде помогла ему победить чахотку.

Первой любовью Шухова была Ольга Книппер, будущая жена Антона Чехова. Шухову было 32, а ей – 17. Роман длился два года, но потом по неизвестной причине влюбленные расстались. 

Хотя XX век принято считать «веком электричества», Шухов скончался 2 февраля 1939 года в возрасте 85 лет от ожогов, полученных из-за опрокинутой на себя свечи.

Неоценим вклад Шухова в военное дело. Инженер проектировал морские мины, батопорты морских доков, платформы для тяжелой артиллерии. Шухов создал подвижную вращающуюся артиллерийскую платформу, которая легко вращалась одним солдатом и быстро, за двадцать минут превращалась из стационарной платформы в транспортную и обратно. Что касается «мирного» вращения – Шухов спроектировал и построил для МХАТа уникальную многоуровневую вращающуюся сцену.

Шухов, по его же определению, был «человеком жизни». Он интересовался искусством, ездил на велосипеде, много читал, увлекался астрономией, знал химию, физику, владел несколькими языками, блестяще играл в шахматы, занимался столярным и токарным делом, фотографией.   

В архиве Шухова более 1500 снимков, в частности фотография самого себя в зеркале, что можно сравнить с сегодняшними «селфи».

Новости по теме

Другие новости

Наши спецпроекты